ПРОМЕТЕЙ

ПРОМЕТЕЙ
   • Promētheus,
         Προμηθεύς (предусмотрительный, осторожный), сын Япета (см. Иапет) и Климены (или Асии, Фемиды), брат Атланта, Менэтия и Эпиметея («думающего после», «крепкий задним умом»), титан. Гесиод рассказывает в Теогонии (521 слл.) следующее: Когда после победы над титанами олимпийцы с Зевсом во главе в Меконе (в Сикионе) спорили с людьми о том, что люди должны приносить богам в жертву, П., как представитель людей, возымев намерение обмануть Зевса и потягаться с ним в мудрости, рассек быка и скрыл мясо и внутренности в кожу животного, а сверху потом положил желудок, самую дурную часть, между тем как кости он сложил в другую кучу и прикрыл их жиром. Затем он предложил Зевсу выбирать, и этот, хотя и заметил хитрость противника, выбрал худшую часть, именно кости. В гневе на этот обман Зевс отнял у людей огонь; но П. тайно похитил его с Олимпа в тростниковой палке и снова принес людям. Зевс, воспылав еще сильнейшим гневом, тотчас придумал бедствие для людей; он велел Гефесту образовать из земли прекрасную девицу, которую Паллада Афина прелестно украсила, и привести ее к людям, на большое им горе и на беду. А П., за его нечестие, Зевс сковал и пробил ему грудь колом и приказал большому орлу ежедневно клевать его печень, которая каждую ночь снова вырастала. Наконец Геракл убил орла и освободил П. по воле Зевса, который хотел, чтобы сын его еще более прославился этим подвигом. В «Трудах и днях» (48 слл.) Гесиод рассказывает тот же миф, только с некоторыми изменениями. Гефест образовал из земли и воды женщину и дал ей человеческий голос, силу и прекрасную девическую наружность, Афина вложила в нее способность к женским рукоделиям, Афродита сообщила прелесть и грацию, Гермес — смелость и искусство дурачить; и т. к. все боги одарили ее, она и получила название Пандора. Потом Гермес привел ее к Епимефею, который, несмотря на предостережение своего брата П., позволил одурачить себя и принял ее. Тут-то настал конец счастливой жизни людей; Пандора приподняла крышку ларчика бедствий, и оттуда вылетели все беды и распространились между людьми; только одна обманчивая надежда осталась в ларчике, когда Пандора быстро опять захлопнула крышку. В этом Гесиодовом мифе П. есть представитель мыслящего человеческого духа; последний с употреблением огня приносит культуру и все бедствия жизни, удалившейся от невинного и мирного естественного состояния; через женщину пришло в мир великое несчастье, смерть, потому что через продолжение рода бессмертная жизнь индивидуума делается невозможной. П., который, забывая ограниченность человеческой природы, захотел состязаться с богами и своевольно отнял принадлежащую им честь, должен был, скованный Зевсом, страдать и терпеть до тех пор, пока Геракл, человек, достигший бессмертия борьбой и терпеливым подчинением воле верховного бога, не убил терзавшего его орла и спас его от страданий. Эсхил изложил сказание о П. в трех следующих одна за другой трагедиях, в «Приносящем огонь», «Скованном П.» и «Освобожденном П.», из которых до нас сохранилась только средняя трагедия; идеи, выступающие у Гесиода в неясных и запутанных чертах, он развил далее и изобразил в величественных очертаниях. Когда Зевс после победы над Титанами, в которой П., по совету своей матери Фемиды стоял на его стороне, захотел ввести новый порядок и также истребить бывший дотоле человеческий род, т. к. он был груб и звероподобен, для того чтобы сотворить лучший, то П., как друг людей, воспротивился ему: он принес похищенный им у Гефеста огонь и посредством различных искусств, которым он их стал учить (зодчество, звездоведение, письмо, счет, мореходство, прорицание, врачебная наука и т. д.), привел их к высшему образованию. Зевс оставил человеческий род, П. же за его противодействие наказал тем, что приказал Гефесту и его слугам, Кратосу и Бии (Крепости и Силе), приковать его к скале в дикой Скифии. Здесь П. открывает Океану и Океанидам, навещавшим его и советовавшим ему подчиниться верховной власти Зевса, что он один только может через сообщение одной тайны спасти Зевса от опасности, которая угрожает его владычеству; именно он знал, что Зевс в связи с известной богиней (Фестидой) произведет на свет сына, который свергнет его с престола. Чтобы выведать эту тайну. Зевс посылает к П. Гермеса; но т. к. этот не хочет открыть ее до тех пор, пока Зевс не освободит его от оков и не даст ему удовлетворение за причиненную обиду, то, пораженный молнией Зевса, он низвергается вместе со скалой в пропасть. Этим трагедия оканчивается. Содержание следующей пьесы, «Освобожденного П.», было такое: после долгого промежутка времени П., прикованный к скале, возвращается опять на свет, и ежедневно его клюет орел, пока Кентавр Хейрон, страдающий неизлечимой раной от ядовитой стрелы Геракла, не соглашается добровольно отказаться от своего бессмертия и пойти за него на смерть. Теперь Геракл, с согласия Зевса, убивает стрелой орла и расковывает П., который перед своим освобождением от оков открывает тайну. Верховному, премудрому мироправителю Зевсу противопоставлен здесь П. как упорный защитник людей, со светской мудростью; его дары, которые он доставляет людям и которые он считает за самые высшие, суть только земные блага, имеющие целью земное благосостояние; высшие же, нравственные блага человечества, источником которых служит сам Зевс, ему неизвестны, и он не может их давать. Полагаясь на благоразумие и силу человеческого духа, он не хочет подчиняться божественной воле Зевса и потому должен страдать, пока не отказывается от своего упорства. П., по преданию, сотворил также людей из земли или из воды и земли: или первоначально (Ov. met. 1, 81), или после Девкалионова потопа в обществе с Афиной. Сыну своему Девкалиону, которого он имел от Гесионы, или Аксиофеи, или Пандоры, или Климены (Hdt. 4, 45, называет Асию его женой), он перед потопом дал совет построить корабль для своего спасения. В Афинах П. почитался наравне с Гефестом и с Афиной, с которой он приводится в многоразличную связь; в честь его там было в Академии капище, где совершалось празднество, Прометеи, с факельным бегом.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПРОМЕТЕЙ" в других словарях:

  • Прометей — (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… …   Энциклопедия мифологии

  • Прометей — образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… …   Литературная энциклопедия

  • ПРОМЕТЕЙ — 1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОМЕТЕЙ — (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… …   Литературные герои

  • Прометей — в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… …   Исторический словарь

  • Прометей — (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ПРОМЕТЕЙ — ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… …   Современная энциклопедия

  • Прометей — Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • «Прометей» — «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ПРОМЕТЕЙ — в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОМЕТЕЙ — российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»