- АИД
- • Άίδης,эпическое Άΐδης и Άϊδωνεύς, Πλούτων, Pluto Dis, сын Кроноса и Реи (Hesiod. theog. 453), брат Зевса, властелин преисподни, подземный Зевс (Ζεὺς καταχθόνιος, άναξ, ε̉νέρων, Ноm. Il. 15, 188. 9, 457). В преисподне, полученной им при разделе управления миром после победы над титанами, он царствует со своею супругой Персефоной над тенями, как Зевс с Герою царствует в Олимпе. Строго и неумолимо он призывает души людей и держит их в заключении, так что никто не может возвратиться ко свету дневному; поэтому его прозвания: πυλάρτης, запирающий двери, πολυδέγμον и πολυδέκτης, принимающий многих, παγκοίτης, покоющий всех. У Гомера (Il. 5. 654) он называется κλυτόπωλος, славный конями; это название относили иные к похищению Персефоны, увезенной им на колеснице в подземный мир; но неизвестно, знает ли Гомер про сказание о похищении Персефоны; по крайней мере, он нигде о нем не упоминает. Вероятно, в основании этого выражения лежит древнее представление, что А. увозит на своих колесницах души умерших. Впоследствии эту должность провождения души исполняет Гермес (ψυχοπομπός), хотя еще Пиндар (ol. 9, 35) говорит о жезле А., которым он угоняет тени в свое царство. Толпы мертвых, находящихся во власти А., символически обозначаются стадами рогатого скота, которые пасутся у него Менойтием (Μενοίτιος) в преисподне и на Ерифее. Более мягкое название Πλούτων или поэтическое Πλούτων, употреблявшееся в обыденной жизни и в мистериях, А. получил потому, что он властвует над глубиною земли, откуда человеку идут все богатства, и растения, и металлы. Бог, скрытый в глубине и творящий там тайно (Άΐδης, невидимый), обладает шлемом, имеющим качества шапки-невидимки наших сказок; когда Афина надела его в битве под Троею, то даже Арей, хотя и сам бог, не мог видеть ее. Ноm. Il. 5, 845. Кроме похищения Персефоны (см. Proserpina, Прозерпина) об А. было мало мифов. Когда Геракл напал на Нелея (см. Hercules, 11, Геркулес), А. поспешил на помощь пилосцам, но был ранен Гераклом. Ноm. Il. 5, 395. Appolod. 2, 7, 3. Pind. ol. 9, 36. А. были посвящены кипарис и нарциcс; ему приносили в жертву черных овец, отвращая при жертвоприношении лицо; обращаясь к нему, молящиеся ударяли об землю руками. Ноm. Od. 10, 527. Il. 9, 568. Статуй и бюстов А. — мало; его изображали похожим на братьев — на Зевса и Посейдона, но с мрачным выражением лица, с волосами, спускающимися на лоб, и обыкновенно в широком одеянии; в руках у него ключ к преисподне, около него находится Кербер. Об А. или Аде в смысле самой преисподни см. Inferi, Подземный мир. Представления римлян о Плутоне (или Dis — dives, богатый) и о Просерпине, как о властителях подземного мира, кажется, довольно позднее заимствование греческих Плутона и Персефоны; по крайней мере, в древней формуле обречения на смерть (напр., Деция Муса Liv. 8, 9) оба божества не называются в числе называемых властей преисподни.
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.