АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ
   • Aristoteles,
         'Άριστοτέλης, знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, родился в Стагире (отсюда о Σταγιρίτης, Стагирит) на македонском полуострове Халкидик у Стримонского залива в 384 г. до Р. X. Отцом его был Никомах, принадлежавший к греческому роду Асклепиадов и состоявший врачом у македонского царя Аминты, отца Филиппова. Рано потеряв своего отца, А. поступил под опеку и присмотр к атарнейцу Проксену, сына которого, Никанора, он впоследствии усыновил и женил на своей дочери Пифиаде. Как врач, отец А. занимался естественными науками и был даже писателем по этой области знания; весьма вероятно, что как это обстоятельство, так и связи Никомаха с македонским двором рано уже оказывали влияние на складе жизни А. и направление его мышления. 17-ти лет, в 367 г. до Р. X., он отправился в Афины; в это время Платон находился в Сицилии или на пути туда, так что А. познакомился с ним лишь 3 года спустя, после его возвращения, и затем оставался в его школе 20 лет, до 347 г. до Р. X., как кажется всегда сохраняя чувства глубокого уважения и искренней преданности к учителю, который называл А. «умом своей школы», νου̃ς τη̃ς διατριβη̃ς, и «книжником», αναγνώστης. Едва ли разногласия, вполне понятные и почти неизбежные во взаимных отношениях людей с такими оригинальными и притом противоположными один другому характерами, переходили в ту враждебность, о какой рассказывает литературная хроника древности. По смерти Платона в 347 г. до Р. X. преемником его по управлению академией сделался Спевсипп, сын его сестры. В том же году А. оставил Афины и отправился в Мисию к атарнейскому властителю Гермию, своему другу; но последний вскоре был низвергнут и казнен персами; тогда (ок. 345 г. до Р. X.) А. с женой своей Пифаидой, сестрой или племянницей Гермия, удалился в лесбосский город Митилену. Отсюда он, кажется, вернулся в Афины и тогда уже открыл свою школу; в это, вероятно, время в своих чтениях по риторике он оспаривал теорию Исократа. Менее правдоподобно, что А. имел школу уже при жизни Платона. В 343 или 342 г. до Р. X. А. был приглашен к македонскому двору для воспитания Александра, которому было тогда 13 лет. (Известное пригласительное письмо, помещенное у Gell. 9, 3, наверное подложно.) Философ оставался здесь в продолжение 8 лет (до 335 г. до Р. X.), но не более половины этого времени было посвящено им собственно воспитательной деятельности, т. к. Александр уже в 339 г. до Р. X., в отсутствие отца, исполнял обязанности правителя государства. Более всего, конечно, А. заботился о том, чтобы освоить царственного воспитанника с греческой образованностью и литературой; говорят, что он сделал для Александра особое издание «Илиады», посвятил его в таинства умозрения и ознакомил в особенности с ификой и политикой. Однако Александр рано уже пошел своей особой дорогой и свойственными ему упорством и непреклонностью воли, вероятно, немало затруднял дело воспитателя. Пристрастие к централизации, не принимавшее в расчет ни исторических, ни национальных условий, явилось в будущем владыке мира, конечно, помимо влияния учителя. Однако высокое личное уважение долгое время связывало Александра с А. и иногда имело благодетельные последствия. По ходатайству А. был восстановлен родной его город Стагира и философ написал, говорят, для него новые законы; он же своим заступничеством спас город Ересь и т. п. С другой стороны, царь щедрой рукой оказывал помощь естественно-историческим, особенно зоологическим трудам своего учителя. Рассказывают, будто по приказу Александра множество рыболовов, охотников и т. п. заняты были доставкой естественно-исторического материала для исследований А. В 335 г. до Р. X., оставив при Александре племянника своего Каллисфена, А. возвратился в Афины и оставался здесь 12 лет. Теперь местом для своего преподавания он избрал афинскую гимназию Λύκειον, посвященную Зевсу Λύκειος. Здесь по утрам для более тесного кружка слушателей, способных уже следить за строго-философским изложением (ακροαταί), он преподавал труднейшие отделы науки, а по вечерам для смешанной публики излагал более простые и легкие отделы, напр. риторику, ифику и т. п.; утреннее преподавание называлось περίπατος (по мнению одних, от находившейся в Ликее галереи или аллеи, по мнению других, оттого, что А. имел привычку во время преподавания не сидеть, а ходить) έωθινός, вечернее — περίπατος δειλινός; подобным образом и его сочинения разделялись на εξωτερικά и ακροατικά (εσωτερικά): первые, более популярные по своему изложению, изданы были им для публики, вторые, изложение которых менее блестяще и ясно, но зато более соответствует строго методическому ходу научного исследования, служили, может быть, только руководствами и пособиями для слушателей философа. Метод аристотелевского преподавания по преимуществу был, кажется, акроаматический, т. е. состоял в связном непрерывном изложении предмета, а не в собеседовании. В Афинах А. потерял свою жену Пифиаду, от которой имел дочь того же имени. Расположение Александра к своему учителю под конец несколько охладело из-за племянника А. Каллисфена, который, по желанию царя, сопутствуя ему в походах, чтобы описывать его деяния, отчасти из тщеславия, а отчасти из патриотизма, с такой неугомонной резкостью восставал против стремления Александра подчинить македонян и греков восточным порядкам, что наконец возбудил против себя неудовольствие царя и подвергся тяжкому заключению, в котором и умер. Но все-таки в Афинах смотрели на А. как на приверженца Македонии, и когда Александр умер, его учитель подвергся преследованиям от восторжествовавшей теперь антимакедонской партии. Демофил обвинил А. в ασέβεια; тот бежал в эвбейский город Халкиду (в 223 или 222 г. до Р. X.) и там умер. А. во время своей жизни был оцениваем различно и имел даже ожесточенных врагов. Его благоприятное внешнее положение, а может быть, и самомнение, от которого он не был, кажется, вполне свободен, возбуждали против него зависть и ненависть, искавшие себе удовлетворения в клевете на великого мыслителя. Но, с другой стороны, жители Стагиры почитали его как героя и ежегодно совершали в память его праздник Αριστοτέλεια. Римляне не могли и не умели понять достоинств аристотелевской философии, несмотря на уважение, выказываемое к ней Цицероном. В средние века то из-за достоинств А. не хотели видеть заслуг Платона, то наоборот; сочинения А. были предметом то возвеличения, усердного изучения и толкования (особенно у арабов), то порицания и унижения. А., в одно и то же время и великий мыслитель, и великий наблюдатель, обращает внимание на все стороны мирового целого, но при этом в своей мысли так перерабатывает все разнообразие явлений, что от частностей доходит до самых широких обобщений. Благодаря этому направлению его ума он сделался основателем многих новых наук, так, напр., у него впервые подвергаются систематической обработке грамматика и логика, хотя, как и естественно на первых порах, часто не различаются одна от другой; риторика, пиитика и вместе с последней вообще философия искусства, зоология и физиология, ботаника, анатомия, психология впервые получили научный вид благодаря А. Он удержал деление философии на три части: диалектику или логику, физику и ифику, но вместе с тем сильнее оттенил различие теоретической философии от практической; вообще отдельные части он резче разграничил и каждой придал более строгую систематическую форму. Предмет философии для А. есть то, что по преимуществу подлежит пониманию, т. е. начала и причины, т. к. посредством их понимается все остальное, все отдельные вещи (υποκείμενα), а не наоборот. Самое главное в знании — это понимание причин (κυριώτατον του̃ είδέναι το διότι θεωρει̃ν), а т. к. оно дается только философией, и последняя по тому самому по преимуществу перед всеми науками отличается свободой и самостоятельностью, то ей должно принадлежать первое место среди наук. Δη̃λον ου̃ν, пишет А. в Метафизике, ώς δι' ουδεμίαν αυτην ζητου̃μεν χρείαν έτέραν, αλλ' ωσπερ ανθρωπός φαμεν ελεύθερος ό αύτου̃ ενεκα και μη αλλου ων, ουτω και αυτή μόνη ελευθέρα ου̃σα τω̃ν επιστημω̃ν μόνη γαρ αυτη αύτη̃ς ενέκεν εστίν, διο και δικαίως αν ουκ ανθρωπίνή νομίζοιτο αυη̃ς ή κτη̃σις. Далее о важности ее он говорит еще следующее: ην τε γαρ μάλιστ' αν ό θεος εχοι, θεία τω̃ν επιστημω̃ν εστί, καν ει τις τω̃ν θείων ειη. μόνη δ' αυτη τούτων αμφοτέρων τετύχηκεν ο τε γαρ θεος δοκει̃ τω̃ν αιτίων πα̃σιν ει̃ναι και αρχή τις, και την τοιαύτην η μόνος η μάλιστ' αν εχοι ό θεός. αναγκαιότεραι μεν ου̃ν πα̃σαι ταύτης, αμείνων δ' ουδεμία. Β частности, особенно важно было выставленное в аристотелевской философии на вид понятие развития или различие двух форм существования, возможности (δύναμις, potentia), как бы зерна, которое только в скрытом и неразвитом еще виде содержит в себе все условия и формы, и действительности (ενέργεια, actus), осуществления идеи или возможности; часто в том же значении, как ενέργεια, употребляется у А. слово εντελέχεια, но иногда первым обозначается самый процесс или действие, а вторым результат осуществления. Лишь немногие из сочинений Аристотеля — а всего их насчитывали 400-1000 томов (βιβλία) — были изданы им самим. Свою библиотеку, благодаря царским милостям весьма обширную, он оставил своему преемнику по академии, Теофрасту. Это первое значительное книжное собрание перешло, говорят, позже в Александрию и послужило основанием птолемеевской библиотеке. По преданию, в своих подробностях маловероятному, рукописи сочинений А. Теофраст завещал некоему Нелею; наследники Нелея небрежно обращались с драгоценными рукописями, а потом сложили их в погреб из боязни, чтобы они не были отняты пергамскими царями для своей библиотеки; в погребе они пролежали 130 лет. Этими обстоятельствами древние объясняли сильную испорченность аристотелевского текста. Апелликонт Теосский, которому потом удалось завладеть рукописями, старался исправить поврежденное, но не обладал достаточным для того умением. Сулла, взяв Афины, перевез отсюда принадлежавшие прежде Апелликонту рукописи в Рим. Здесь, говорят, грамматику Тиранниону позволено было сделать с них копии, а потом родосец Андроник привел сочинения А. в порядок и разделил на πραγματει̃αι. Сохранились под именем А. следующие сочинения:
       1. логические, соединенные впоследствии в οργανον:
         a) κατηγορίαι, о главных классах понятий;
         b) περί έρμηνείας (собствено о выражении мыслей), о предложении;
         c) αναλυτικα πρότερα и υστερα, каждое в 2 книгах, об умозаключениях и доказательствах;
         d) τοπικά, в 8 книгах, учение об общих точках зрения (τόποι), с которых можно доказывать или опровергать какое-нибудь положение;
         e) περι σοφιστικω̃ν ελέγχων, 2 книги, об опровержении софистических, ложных умозаключений. Некоторое сродство с этими сочинениями имеют:
         f) τέχνη ρητορική, 3 книги, о трех родах красноречия: βουλευτική, δικανική и επιδεικτική; другое риторическое сочинение — ρητορικη προς Άλέξανδρον, приписывавшееся Α., принадлежит, вероятнее всего, Анаксимену Лампсакскому (см. Anaximenes, 2., Анаксимен);
         g) περι ποιητικη̃ς, о родах поэзии, особенно о трагедии; может быть, это или набросок для большого оставшегося невыполненным сочинения, или заметки, долженствовавшие служить основой для устных чтений;
       2. Собственно философские:
         a) τα μετα τα φυσικά, сочинение большей частью делимое на 14 книг; заглавие не принадлежит А.; у него эта часть философии называлась πρώτη φιλοσοφία; по всей вероятности, различные отделы сочинения существовали первоначально как самостоятельные рассуждения и лишь впоследствии были соединены в одно целое;
         b) περι ψυχη̃ς, в 3 книгах, прекрасный опыт научного обоснования психологии; изложение представляет много трудностей для понимания; сочинение φασιογνωμονικά подложно;
         c) ηθικα Νικομάχεια, в 10-ти книгах, сочинение столько же отличающееся глубиной содержания, как и благородным характером изложения; евдемовская ифика (ηθικα Εύδήμεια, в 7 книгах) есть переработка никомаховской, сделанная Евдемом Родосским, а большая ифика (ηθικα μέγάλα, в 2-х книгах) представляет извлечение из двух первых;
       3. политико-экономические:
         a) πολιτικά или πολιτικη ακρόασις, в 8 книгах, о цели и идеале государственного устройства и о воспитании; сочинение πολιτει̃αι πόλεων ρνή (описание и история устройства 158 греческих, а частью и негреческих государств), имевшее весьма важное значение для истории, к сожалению, известно только по отрывкам;
         b) οικονομικά, в 2 книгах, из которых только первая согласуется с идеями А.;
       4. физико-математические:
         a) μηχανικα προβλήματα; ими пользовался Витрувий в сочинении de architectura;
         b) περι ατόμων γραμμω̃ν, о неделимых линиях;
         c) φυσικη ακρόασις, 8 книг, о главных законах природы;
         d) μετεωρολογικά, 4 книги, с этим сочинением имеет некоторое сходство подложное сочинение περί κόσμου или προς Άλέξανδρον επιστολη περι του̃ παντός, приписываемое новыми учеными то Посейдонию, то Хрисиппу, то Николаю Дамасскому и др.;
         e) περι ούρανου̃, 4 книги,
         f) περι γενέσεως και φθορα̃ς, 2 книги,
         g) ανέμων θέσεις και προσηγορίαι, может быть, отрывок из большого, не дошедшего до нас сочинения: περι σημείων χειμώνων;
         h) προβλήματα, 38 глав;
       5. естественно-исторические:
         a) περι ζώων ίστορίας, в 10 книгах;
         b) περι ζώων μορίων, в 4 книгах;
         c) περι ζώων γενέσεως, в 5 книгах; сохранившееся под именем А. сочинение περι φυτω̃ν подложно;
         d) ряд небольших рассуждений (11) по физиологии, обыкновенно называемых Parva naturalia;
         e) περι ακουστω̃ν;
         f) περι θαυμασίων ακουσμάτων — подложное собрание различных заметок;
         g) περι χρωμάτων, вероятно, подложное. Подложны и 6 писем. Принадлежал А. гимн в честь добродетели, посвященный Гермию, но, по всей вероятности, не принадлежал сборник стихотворных эпитафий в честь героев Троянской войны, называвшийся πέπλος. Главное из изданий сочинений А. — издание Берлинской академии наук (1831 слл.): в нем аристотелевский текст обработан Беккером, схолии — Брандисом и др., фрагменты утраченных сочинений — Валентином Розе, а подробный указатель — Боницем.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АРИСТОТЕЛЬ" в других словарях:

  • АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см …   Философская энциклопедия

  • Аристотель — (Aristotle) (ок. 384–322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После… …   Политология. Словарь.

  • Аристотель —     Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге Об Аристотеле ); жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг5 1. Аристотель, самый преданный… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Аристотель — (Aristoteles, Αριστοτέλης). Величайший из древних философов натуралистов и основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в г. Стагире, в 384 г.; отец его был врачом при дворе македонского царя Аминты. 17 ти лет Аристотель отправился в… …   Энциклопедия мифологии

  • Аристотель — Аристотель. Аристотель. Аристотель (. до н.э.) древнегреческий философ и учёный энциклопедист. Из города Стагира (). Ученик Платона. Аристотель происходил из семьи лекарей при дворе македонских царей. В 367 г. вступил в Академию Платона () и был… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Аристотель — (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Аристотель — (’Αριστοτελες, 384–322 до христ. эры) греческий ученый и один из крупнейших философов всех времен. Сын придворного врача македонского царя. Р в Стагире близ Афона. С 18 лет учился в Афинах, в Академии Платона (см.), где и оставался до смерти… …   Литературная энциклопедия

  • АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н.э.) древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально временную логику и систему… …   История Философии: Энциклопедия

  • Аристотель — один из величайших философов Греции, творец самойзаконченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основательистинного естествознания и глава перипатетической школы; Род. 384 до Р.Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Аристотель — Аристотель, Aristoteles, из Стагиры, 384 322 гг. до н. э., греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет (367 347) был учеником и соратником Платона, а после …   Античные писатели

  • АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н. э.) Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по Восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»