АРТЕМИДА

АРТЕМИДА
   • 'Άρτεμις (от αρτεμής),
         Диана, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона (см. Apollo, Аполлон), между женскими божествами то же, что ее брат между мужскими; однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное, другие менее полное выражение в представлениях об А., чем в представлениях об Аполлоне. Как Аполлон, А. посредством своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин (Ноm. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же время она богиня-защитница и спасительница (sώτειρα, Sospita). Она ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов (ειλείθυια) и богиня-кормилица (κουροτρόφος), она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их; сопровождаемая лесными нимфами, она охотится по лесам и горам. Ноm. Od. 6, 102. Жизнь среди свободной природы — ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы (αγροτέρα) особенно развита в представлениях об А., между тем как соответствующая черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, напр. отношение к музыке и дару пророчества, в сказаниях о его сестре выражены лишь слабыми намеками. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Богиней луны и Гекатой, по мнению некоторых, она сделалась лишь после того, как Аполлон сделался солнечным богом. Почитание А. стоит по большей части в связи с почитанием Аполлона, но в Аркадии ее почитали одну, без брата, как подобную нимфам богиню охоты, в рощах и у источников. В древние времена в некоторых местностях, напр. в Бравроне в Аттике, в Спарте, где А. называлась Όρθία (прямо стоящая), эту богиню умилостивляли человеческими жертвами. Такие жертвы были впоследствии отменены; однако в Спарте долго еще держался обычай в праздник А. у ее алтаря бичевать мальчиков так, что алтарь обагрялся их кровью. Эта жаждущая крови богиня называлась также Таврической: верили, что Ифигения, дочь Агамемнона (в Гермионе сама богиня называлась Ифигенией), и Орест принесли в Грецию кумир богини и ее культ из Тавриды, где подобное А. божество было чествуемо человеческими жертвами. Эфесская А. была первоначально азиатским стихийным божеством: оно было отождествлено с греческой А., потому что и за ним признавали силу, питающую все живущее. А. изображали обыкновенно стройной, быстроногой охотницей в короткой одежде с луком и колчаном. В чертах ее лица заметно сходство с Аполлоном. Как богиня луны, она изображалась в длинной одежде с покрывалом на голове, с полумесяцем над челом и с факелами в руках. Знаменитейшая из сохранившихся статуй А. — Версальская в Париже. Эта статуя изображает богиню, как покровительницу диких животных; в порыве гнева она хочет выдернуть из колчана стрелу, чтобы защитить от преследователя лань, ищущую у нее покровительства. Римская Диана была также богиней-подательницей света и жизни, как и А.; поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе ей приписывали все те качества, какие в позднейшее греческое время были усвояемы А. Диана считалась богиней охоты, родов (Lucina), богиней луны, одинаковой с Гекатой. Культ Дианы, как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она попреимуществу считалась покровительницей плебеев и также рабов. Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев (Aventina). В Ариции, в роще у источника Егерии, Диана под именем Nemorensis чествовалась как богиня, требующая человеческой крови: жрецом (rex nemorensis) богини был беглый раб, получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с таврической А. и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Гипполитом: после своей смерти Гипполит будто бы был воскрешен Эскулапом и приведен Дианой в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия. Verg. Aen. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. Ov. met. 15, 497.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АРТЕМИДА" в других словарях:

  • Артемида — (Αρτεμισ, Diana). Дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, родившаяся на острове Делос, богиня луны и охоты. Она изображалась с колчаном, стрелами и луком и отождествлялась с богиней луны Селеной, как Аполлон с богом солнца Гелиосом. У римлян эта… …   Энциклопедия мифологии

  • Артемида — Богиня охоты, покровительница всего живого …   Википедия

  • Артемида — Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида в мифах древних греков богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (). Время проводила в лесах и горах,… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Артемида — ы, жен. Заимств.Производные: Артемидка; Ида.Происхождение: (В античной мифологии: Артемида богиня охоты.) Словарь личных имён. Артемида Артемида, ы, жен., заимств. В античной мифологии: Артемида богиня охоты Производные: Артемидка, Ида …   Словарь личных имен

  • АРТЕМИДА — (гр. Artemis). Греческое имя Дианы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРТЕМИДА греч. Artemis. Греческое имя Дианы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Артемида — Эфесская. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мрамор. Национальный музей. Неаполь. АРТЕМИДА, в греческой мифологии дочь Зевса и Лето, богиня охоты, покровительница рожениц, защитница целомудрия. Артемида с луком и стрелами в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Артемида — Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24 35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба, была,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Артемида — Артемида, иначе Диана (непорочность) (Деян.19:28 ) известная языческая богиня у Греков, по мифологии дочь Юпитера и Латоны, обыкновенно изображаемая с башнею на голове и с луком в одной руке, а другою держащею за рога оленя. Служение ей… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Артемида — богиня у древних греков (римск. Диана); по мифу дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня плодовитости и охоты, охранительница целомудрия и девственности. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии,… …   Литературная энциклопедия

  • артемида — Диана, Геката Словарь русских синонимов. артемида сущ., кол во синонимов: 7 • астероид (579) • богиня …   Словарь синонимов

  • АРТЕМИДА — в греческой мифологии дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует римская Диана …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»