Ius iurandum

Ius iurandum
   • Ius iurandum.
    I. У греков 'όρκος. Здесь клятва, в противоположность к тому значению, какое она имела у римлян, должна быть рассматриваема первоначально как религиозно-нравственное учреждение, к которому лишь позже присоединилось гражданское и юридическое значение. Дававший клятву обрекал себя добровольно проклятию призывавшегося им бога, который мог наказать его за клятвопреступление, или по усмотрению, или же так, как это было высказано в самой формуле клятвы. Верховным мстителем за всякое клятвопреступление был Зевс ('όρκιος); поэтому 'Όρκος, который уже с ранних времен был сам божеством и, по Гесиоду (Hesiod. theog. 804), был сыном Эриды, выступает у Софокла (О. С. 1767) слугою Зевса, тогда как у Еврипида (Med. 209) мстительницей за нарушение клятвы является Зевесова Фемида ο̉ρκία. Клявшийся должен был стоять, подняв глаза и руку к небу. Какими богами клялись и скольких богов призывали в клятве, было весьма различно. Гелиасты в Афинах приносили свою присягу судей перед Аполлоном πατρω̃ος (или Посейдоном), Деметрою и Зевсом; в уголовных судах Ареопага встречается также клятва Эриниями; в присяге эфебов при привлечении их к военной службе мы видим, что призывалось по меньшей мере 16 божеств. Боги сами клялись Стиксом, силою смерти (Ноm. Il. 2, 755. Ноm. Od. 5, 184); Ахилл клянется своим скипетром, Одиссей своими стадами. Заверения в ежедневной жизни с призванием в свидетели богов и героев были очень часты, и т. к. чувствовали, что вследствие частого употребления значение клятвы умаляется, то прибегли к безопасным, по-видимому, клятвам (собакой, рукой, платаном и т. д.), которые, во всяком случае, свидетельствуют, до какой степени строгая правдивость стала исчезать из жизни. Принесение присяги было обыкновенно соединено с возлияниями и даже с кровавыми жертвами, причем иногда окунали руки или оружие в жертвенную кровь как символический знак того, что клятвопреступник должен потерпеть одинаковую с животным судьбу; это называлось 'όрκια, отсюда 'όρκια τέμνειν говорилось о договоре, заключенном при торжественной клятве, подобно тому как вместо этого употреблялось σπονδαί от σπένδεσθαι (ср. также Ноm. Il. 3, 245 слл. 19, 250 слл.). Торжественности действия много содействовала часто святость места и воображаемое присутствие божества. Иногда клятвы соединялись с обрядами, которые придавали целому действию подобие непосредственно действующего божьего суда (Soph. Ant. 264 слл.; ср. Palici, Палики); особенно это соединялось с некоторыми местностями, в которых возмездие за клятвопреступление было неизбежно и немедленно. Поэтому вообще наказание за клятвопреступление лежало вне человеческого суда, но находилось исключительно в руках богов; γραφή ε̉πιορκίας так же невозможно, как и наказание по закону. Δίκη ψευδομαρτυριω̃ν (см. Δίκη, Дика) имела только смысл возмещения убытков. Клятвы относились не только к прошедшему и настоящему, но служили также для подтверждения долга совести, отсюда многочисленные присяги при вступлении в должность. Так, в Спарте цари давали присягу, по крайней мере раз, при вступлении на престол царствовать сообразно с законами, а эфоры (вероятно, несколько раз), что они не будут умалять царской власти; члены βουλή (см. Буле) относительно всех обязанностей совета, судьи, присуждавшие награды, — при различных состязаниях, граждане и отцы — при вписывании детей во фратрию относительно их законного рождения, эфебы — при вступлении в военную службу. Многочисленнее всего были клятвы в судах, и клятву брали не только с судьи (что понятно само собой) в том, что он будет судить по совести, но при начале процесса и с истца относительно его обвинения, и с обвиненного относительно имеющих быть сделанными им возражений (см. Iudicium, Судопроизводство, 6), точно так же очень часто со свидетеля перед его показанием или в случае уклонения от показания, причем клятвенное уверение в том, что он ничего не знает о данном деле (ε̉ξωμοσία), было необходимо; точно так же и прошения о продлении срока, которые нуждались в подтверждении клятвою υ̉πωμοσία и относительно противной стороны α̉ντωμοσία или α̉νθυπομωσία (см. Iudicium, Судопроизводство, 6).
    II. У римлян iusiurandum, гражданская клятва, в противоположность к Sacramentum, присяге солдат. Применение клятвы у римлян:
       1. присяга солдат, см. Sacramentum;
       2. в международном праве, при заключении foedera посредством фециалов, см. Foedus, Договор;
       3. в государственном праве:
         a) при вступлении в должность, причем клятва давалась всегда в течение первых пяти дней с обещанием точно соблюдать законы,
         b) в конце должностного года — в том, что законы были точно исполняемы,
         c) клятва сенаторов и магистратов относительно известных законов, если законы предписывали клятву,
         d) введенная после смерти Цезаря клятва сенаторов соблюдать acta principis,
         d) клятва граждан при цензе, см. Census, Цензор;
       4. в уголовных и гражданских делах:
         a) присяга судей, см. Iudex, Судья, 4;
         b) клятвенное подтверждение справедливости доноса какою-нибудь стороной, см. Calumnia, Калумния;
         c) клятва сторон in iure перед установлением iudicium. Если одна сторона требовала от другой, чтобы она дала клятву (deferre), тo эта сторона должна была ее дать или, в противном случае, теряла процесс;
         d) клятва сторон in iudicio для пополнения доказательств;
         e) iusiurandum, in litem, клятва имевших право на иск, посредством которой они определяли цену на иск, если другой его не исполнял;
         f) клятва свидетелей, см. Testis, Свидетели;
       5. в частных делах и в частной жизни, особенно в долговых сношениях. Как с одной стороны считалось позорным клясться без нужды, так с другой никто не мог уклониться от предписанной законом клятвы; лишь весталки не были обязаны давать клятву, a flamen Dialis был обязан даже не клясться. Наказание за клятвопреступление см. Periurium, Клятвопреступление.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Ius iurandum" в других словарях:

  • РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… …   Реальный словарь классических древностей

  • СУДОПРОИЗВОДСТВО —    • Iudicium,          процесс.          a) Аттическое (ср. Meier Schömann, der attische Process, 1824, вновь изд. Липсиусом, 1883; E. Platner, Beiträge zur Kenntniss des attischen Rechts, 1820 и der Process und die Klagen bei den Attikern, 1824 …   Реальный словарь классических древностей

  • Pro Archia Poeta — is Marcus Tullius Cicero s oration in the defense of Aulus Licinas Archias, a poet accused of not being a Roman citizen. This accusation is believed to have been a political move against L. Lucullus through Archias. The poet was originally Greek… …   Wikipedia

  • Foedus — Das foedus (Plural foedera) war in der römischen Republik die gängige Form des zwischenstaatlichen Vertrages und noch bis in die Spätantike ein wichtiges Instrument römischer Außenpolitik. Ein foedus wurde u. a. vom pater patratus aus dem… …   Deutsch Wikipedia

  • МАГИСТРАТ —    • Magistrātus,          означает как правительственную должность, так и само начальственное лицо.          a) Во время Республики.          Оридинарными и непременными М. были: консулы, цензоры, преторы, эдилы, квесторы, народные трибуны, в… …   Реальный словарь классических древностей

  • TETRACHORDUM — instrumentum Orphei 4. chordis, unde nomen, constans, quorum sonis permixtis suavissimus edebatur sonus. Figurabat IV. Elementorum concordem discordiam, quorum concursu mixta omnia generantur, hôc modô: Chorda ὑπάτη ὑπάτων sonum edebat… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • NOVELLAE — sic dictae Cedreno in Iustiniano, quod nova eis atque a Veterib. dissidentia iura constituta sint. Sed id e. g. 91. et 92. non competit. Melius itaque Cuiacio sic appellatae sunt, quod novissime sint promulgatae ab Imperatoribus, post Codicum… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • Johann Florenz Rivinus — (auch: Johann Florentz Rivinus; (* 27. Juli 1681 in Leipzig; † 31. Dezember 1755 ebenda) war ein deutscher Rechtswissenschaftler. Inhaltsverzeichnis …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»